Сакральные места Костанайской области

Амангельдинский район

Подлинной жемчужиной природных богатств и памятников истории является древний аул Екидин (центр Сарытургайского сельского округа). К доисламским временам относятся два древних сооружения сферической формы из дикого камня – дыны, давшие название аулу. По мнению академика А.Х. Маргулана эти, достаточно редко встречающиеся на территории Казахстана сооружения, известные под название «үйтас» или «дынг», построены в форме древнейшего казахского жилища «шошалы» и, возможно, имели ритуальное значение. Предположительная датировка – ранний железный век.

Согласно местным легендам, в ХҮІІ - ХҮІІІ веках в долине между холмами, на которых стоят дыны произошло кровопролитное сражение. Именно здесь располагались ставки военачальников враждующих родов. В 80-е годы ХХ века на собранные местным населением средства проведено восстановление частично разрушенных к тому времени дынов.

 

din03

 

 

 

 

 

 

Среди прочих мемориально-культовых памятников казахского народа, в изобилии встречающихся поблизости от Екидина привлекает внимание мазар Жауке-батыра – соратника лидера национально-освободительного восстания второй четверти XІX века хана Кенесары. По преданиям батыр похоронен здесь в 1847 году.

 

Второй половиной XIX века датируется памятник «Кыз-Тама» («Девичья могила»). По преданиям, это могила девушки, которая славилась своей мудростью и красноречием. Говорят, что однажды ей даже удалось остановить сражение двух враждующих родов и помирить соплеменников. Интерес представляет также местная мечеть, построенная в ХIХ веке из жженого кирпича.

Но больше всего и местных жителей и приезжих привлекает мавзолей Сахана Маката, датируемый началом ХХ века. Здесь покоятся останки потомков Маката из рода тулеков племени аргыны. Это был богатый и очень ученый человек. Со своими детьми он построил мавзолей, который прекрасно сохранился до наших дней. Войти в мавзолей можно только по одному, так как вход очень узкий. В стенах мавзолея потомки Маката укладывали тела умерших родственников. Хоронили здесь по древним казахским обычаям. Когда человек умирал, его тело не закапывали, а укладывали в подземную комнату. Белым занавесом комнату делили на две части: в одной помещали тела мужчин, в другой – женщин. Там же и общая открытая могила в виде вырытой ямы. Когда умирал очередной родственник, тело того, кто находился в подвальной комнате, опускали в эту могилу, а на его место укладывали следующего покойника. Этой традиции потомки знатного рода придерживались и в наши дни. Последний здесь был захоронен в 1994 году некий Шакарат. В мавзолее покоятся сейчас останки более двадцати родственников Маката. Кстати, в подземной комнате поддерживается определенная температура и отсутствует запах тления. По словам местных жителей, место, где построен мавзолей, издавна считалось священным, и тела хорошо сохраняются потому, что рядом течет река Сары – Торгай, а в земле находятся родники, которые исходят с Улытау. Строители мавзолея знали, что это место будет идеально служить времени.

Погребальная архитектура у казахского народа символизирует культ предков, идеал вечности и бессмертия духа предков – аруахов и каждый подобный памятник для казаха является символом родины, веры.

В 2001, в 2004, 2009 годах в Амангельдинском районе работали комплексные экспедиции Костанайского областного историко-краеведческого музея, изучавшие помимо прочего эволюцию во времени и пространстве жилищного строительства, особенно традиционного саманного. Для большинства районов Костанайской области традиционно использование глиносоломенной смеси, причем, начиная с 60-х годов ХХ века с добавлением цемента для прочности. Но на территории Амангельдинского и Жангельдинского районов практиковался более древний метод с добавлением костей животных и каркасом из тальника.

Данная техника великолепно просматривается на уникальном памятнике ХIХ века – мазаре Кулке-ходжи, расположенном на кладбище аула Кумкешу Амангельдинского района (вдоль дороги Амангельды – Торгай). Мазар был поставлен над могилой очень уважаемого человека, почтенного и просвещенного учителя Кулке-ходжи, совершившего паломничество в Мекку. Впервые этот памятник степной погребальной архитектуры был зафиксирован и исследован 17 августа 1958 года экспедицией в составе сотрудников Костанайского областного историко – краеведческого музея и представителя областного отдела по дорожному строительству и архитектуре облисполкома скульптора Л.П. Белоусова. Тогда же был сделан фотоснимок.

Снимки этого же мазара к сожалению уже в полуразрушенном состоянии были сделаны в 2004 и 2009 годах.

Камыстинский район

История заселения территории Уркашского сельского округа восходит к середине XVIII века. Наиболее значимые объекты национально-культурного достояния, расположенные на его территории - захоронения на высоком холме у села Уркаш воинов-батыров, сражавшихся с жонгарами в битвах XVIII века.

Мендыкаринский район

Издавна известен жителям района чудотворный родник у Боровского озера близ села Боровское. Рассказывают, что на этом месте в начале XX века один из переселенцев выпахал плугом из земли икону Божьей матери. На месте находки забил родник, вода которого по свидетельствам местных жителей целебна. В 1914 году здесь была построена часовня, впоследствии разрушенная.

expo2017logo
int-map-ru
О противодействии терроризму
Фонды музея

Наркобыз

Наркобыз Наркобыз — струнно–смычковый инструмент целителя баксы. Начало ХІХ века. Дерево, металл, кость, резьба, гравировка. Трещина на копусе, сколы дерева, струны…

Баннеры

Посещения

Сегодня4   Вчера82   За неделю4   За месяц1016   Всего117922  
2017, Костанайский областной историко-краеведческий музей
Использование материалов разрешается по согласованию с администрацией музея
Разработка и поддержка — «Иником»