Сакральные места Костанайской области

Амангельдинский район

Подлинной жемчужиной природных богатств и памятников истории является древний аул Екидин (центр Сарытургайского сельского округа). К доисламским временам относятся два древних сооружения сферической формы из дикого камня – дыны, давшие название аулу. По мнению академика А.Х. Маргулана эти, достаточно редко встречающиеся на территории Казахстана сооружения, известные под название «үйтас» или «дынг», построены в форме древнейшего казахского жилища «шошалы» и, возможно, имели ритуальное значение. Предположительная датировка – ранний железный век.

Согласно местным легендам, в ХҮІІ - ХҮІІІ веках в долине между холмами, на которых стоят дыны произошло кровопролитное сражение. Именно здесь располагались ставки военачальников враждующих родов. В 80-е годы ХХ века на собранные местным населением средства проведено восстановление частично разрушенных к тому времени дынов.

 

din03

 

 

 

 

 

 

Среди прочих мемориально-культовых памятников казахского народа, в изобилии встречающихся поблизости от Екидина привлекает внимание мазар Жауке-батыра – соратника лидера национально-освободительного восстания второй четверти XІX века хана Кенесары. По преданиям батыр похоронен здесь в 1847 году.

 

Второй половиной XIX века датируется памятник «Кыз-Тама» («Девичья могила»). По преданиям, это могила девушки, которая славилась своей мудростью и красноречием. Говорят, что однажды ей даже удалось остановить сражение двух враждующих родов и помирить соплеменников. Интерес представляет также местная мечеть, построенная в ХIХ веке из жженого кирпича.

Но больше всего и местных жителей и приезжих привлекает мавзолей Сахана Маката, датируемый началом ХХ века. Здесь покоятся останки потомков Маката из рода тулеков племени аргыны. Это был богатый и очень ученый человек. Со своими детьми он построил мавзолей, который прекрасно сохранился до наших дней. Войти в мавзолей можно только по одному, так как вход очень узкий. В стенах мавзолея потомки Маката укладывали тела умерших родственников. Хоронили здесь по древним казахским обычаям. Когда человек умирал, его тело не закапывали, а укладывали в подземную комнату. Белым занавесом комнату делили на две части: в одной помещали тела мужчин, в другой – женщин. Там же и общая открытая могила в виде вырытой ямы. Когда умирал очередной родственник, тело того, кто находился в подвальной комнате, опускали в эту могилу, а на его место укладывали следующего покойника. Этой традиции потомки знатного рода придерживались и в наши дни. Последний здесь был захоронен в 1994 году некий Шакарат. В мавзолее покоятся сейчас останки более двадцати родственников Маката. Кстати, в подземной комнате поддерживается определенная температура и отсутствует запах тления. По словам местных жителей, место, где построен мавзолей, издавна считалось священным, и тела хорошо сохраняются потому, что рядом течет река Сары – Торгай, а в земле находятся родники, которые исходят с Улытау. Строители мавзолея знали, что это место будет идеально служить времени.

Погребальная архитектура у казахского народа символизирует культ предков, идеал вечности и бессмертия духа предков – аруахов и каждый подобный памятник для казаха является символом родины, веры.

В 2001, в 2004, 2009 годах в Амангельдинском районе работали комплексные экспедиции Костанайского областного историко-краеведческого музея, изучавшие помимо прочего эволюцию во времени и пространстве жилищного строительства, особенно традиционного саманного. Для большинства районов Костанайской области традиционно использование глиносоломенной смеси, причем, начиная с 60-х годов ХХ века с добавлением цемента для прочности. Но на территории Амангельдинского и Жангельдинского районов практиковался более древний метод с добавлением костей животных и каркасом из тальника.

Данная техника великолепно просматривается на уникальном памятнике ХIХ века – мазаре Кулке-ходжи, расположенном на кладбище аула Кумкешу Амангельдинского района (вдоль дороги Амангельды – Торгай). Мазар был поставлен над могилой очень уважаемого человека, почтенного и просвещенного учителя Кулке-ходжи, совершившего паломничество в Мекку. Впервые этот памятник степной погребальной архитектуры был зафиксирован и исследован 17 августа 1958 года экспедицией в составе сотрудников Костанайского областного историко – краеведческого музея и представителя областного отдела по дорожному строительству и архитектуре облисполкома скульптора Л.П. Белоусова. Тогда же был сделан фотоснимок.

Снимки этого же мазара к сожалению уже в полуразрушенном состоянии были сделаны в 2004 и 2009 годах.

Камыстинский район

История заселения территории Уркашского сельского округа восходит к середине XVIII века. Наиболее значимые объекты национально-культурного достояния, расположенные на его территории - захоронения на высоком холме у села Уркаш воинов-батыров, сражавшихся с жонгарами в битвах XVIII века.

Мендыкаринский район

Издавна известен жителям района чудотворный родник у Боровского озера близ села Боровское. Рассказывают, что на этом месте в начале XX века один из переселенцев выпахал плугом из земли икону Божьей матери. На месте находки забил родник, вода которого по свидетельствам местных жителей целебна. В 1914 году здесь была построена часовня, впоследствии разрушенная.

expo2017logo
int-map-ru
О противодействии терроризму
Фонды музея

Тобольский мыслитель

Тобольский мыслитель «Тобольский мыслитель» — каменная антропоморфная скульптура. Знаменитая скульптура из коллекции Костанайского областного историко-краеведческого музея выполнена в технике пикетажа в сочетании…

Баннеры

Посещения

Сегодня76   Вчера143   За неделю219   За месяц1393   Всего112567  
2017, Костанайский областной историко-краеведческий музей
Использование материалов разрешается по согласованию с администрацией музея
Разработка и поддержка — «Иником»