Этнография

Этнография

На протяжении всей истории человечество собирало и стремилось сохранить предметы, имеющие сакральную ценность, представляющие интерес с познавательной или эстетической точки зрения. Зарождение этнографических коллекций можно отнести ко времени появления в собраниях экзотических предметов, произведенных другим этносом.

В фондах музея хранятся этнографические изделия, сделанные в XVIII, XIX и начале XX вв. и многие из них считаются историко-культурными раритетами. Также они содержат достаточно ценную информацию о жизни и культуре, мировоззрении, о верованиях людей.

Начало этнографическим коллекциям было положено поступлением в музей  бытовых предметов и одежды, изъятых в ходе раскулачивания байских хозяйств в 1927 году. Так у нас появились великолепные образцы золотого шитья из дома бая Алдиярова - мужской  халат и колпак,  женский камзол и бешмет, мужской кожаный пояс - кисе бельбеу, женское седло и уздечка, богато украшенные серебряными накладками, восточные металлические блюда.

Традиционная национальная одежда казахов была хорошо приспособлена к условиям кочевой жизни и изменчивости погоды. Она была прочна и удобна, проста и изящна. Одежда делилась на мужскую, женскую и детскую, верхнюю и нательную, сезонную, будничную и праздничную.

Одежда девушек и молодых женщин щедро украшалась национальным орнаментом. Предпочтение отдавалось привозным тканям красного цвета, издавна в степи символизирующего жизнь и солнце.

Ценнейшей частью музейного собрания являются его коллекции ювелирных изделий, прежде всего женских украшений. В них представлены украшения из серебра,  полудрагоценных камней и стекла. Они демонстрируют многочисленные виды головных и нагрудных украшений, браслетов и колец. Выразительные, отличающиеся гармонией форм и декора, казахские ювелирные украшения представляют собой яркую страницу народного творчества, входят в сокровищницу национальной культуры.

Казахские ковры, узорные ленты, текеметы и сырмаки,  старинные и современные – узорное богатство Казахстана. Из шерсти, войлока они наглядно рассказывают о традициях ковроткачества и плетения, сложившихся в северном регионе  Казахстана.

Используемая в домашнем хозяйстве посуда изготавливалась в основном из металла, древесины, камня, кости и шкур домашних животных. Мастера изготавливали различные предметы: саба из кожи - для хранения кумыса, чашки, ведра, ковши, деревянная посуда для сбивания сливочного масла, пиалы, кумганы, вазы и др.

Особое внимание уделялось предметам одежды славянских народов, проживающих в нашей области. Основу вещевой коллекции составляли женские и мужские костюмы, а также утварь для напитков и подачи еды на стол; предметы для хранения одежды и утвари, вещи, использовавшиеся для убранства дома. Научная значимость этих памятников в глазах этнографов возрастала, если они были декорированы вышивкой, тканым орнаментом, резьбой, росписью, чеканкой, гравировкой, эмалью.  Наряду с подобными предметами в собрание музея приобретались и сельскохозяйственные орудия, инструменты, использовавшиеся в ремесленном производстве.

Коллекции музея, являясь ценнейшим этнографическим источником, широко используются при создании выставок, разработке постоянных экспозиций музея, неизменно привлекают исследователей, используются в научных публикациях и иллюстрированных изданиях.

Мұрақ – лауазымды адамдар киетін бас киім.

ХІХ ғ. киіз, барқыт, зерлі жіп.

Мурак - головной убор знатных.

ХІХ в. войлок, бархат, золотое шитье

ru 3D Тур
3D Тур
int-map-ru
О противодействии терроризму
Антикоррупционный стандарт

Баннеры

Посещения

Сегодня71   Вчера143   За неделю443   За месяц1243   Всего276141  
2022, Костанайский областной историко-краеведческий музей
Использование материалов разрешается по согласованию с администрацией музея
Разработка и поддержка — «Иником»