Қостанай облыстық тарихи-өлкетану музейі

Костанайский областной историко-краеведческий музей

Kostanay regional museum of local lore

+7 (7142) 50 - 03 - 89

+7 (7142) 50 - 11 - 13

Қостанай қ-сы
Алтынсарин көш. 115

Археология

Археология

Древнейшая история края прослеживается с эпохи верхнего палеолита. Стоянки этого периода, Жилкуар 2 и Саз 8, оставлены первобытными людьми 40 – 45 тыс. лет назад.

Мезолитические памятники, Евгеньевка 1 и Дузбай 6, выявленные на территории области, относятся ориентировочно к VII тыс. до н.э. В эпоху мезолита были широко распространены геометрические орудия труда: трапеции, треугольники, ромбы, которые применялись как наконечники стрел и как части составных орудий. В качестве сырья использовалась речная галька.

Неолит представлен памятниками маханджарской культуры датируемой VII – IV тыс. до н.э. Впервые маханджарская керамика была получена в 1978 году. Название дано по озеру Маханджар. Здесь в древности располагалась одна из первых обнаруженных стоянок этой культуры. Наиболее представительная коллекция орудий труда из пластин и целые сосуды получены со стоянки Соленое Озеро 2 в Наурзумском заповеднике.

Эпоха энеолита связана с памятниками терсекской культуры. Население, оставившее их, жило в период с XXVII по XIX вв. до н.э. и вело кочевой образ жизни. На это указывает сезонный характер поселений, скотоводческий уклад экономики, круглодонность керамики. На территории Тургайского прогиба исследовались два крупных памятника этого периода Кожай 1 и Кумкешу.

В эпоху бронзы ( XX – XIII вв. до н.э.) территорию края населяли племена андроновской культурно-исторической общности. Этот период хорошо изучен благодаря многолетнему исследованию Алексеевского культурно-исторического комплекса, поселения и могильника Бестамак, грунтового могильника Джангильды, курганным могильникам Лисаковский и Новоильиновский.  Артефакты, полученные с территории памятников, дают представление о быте и культуре племен.

Примерно к VIII – VII вв. до н.э. в евразийских степях, на основе предшествующих культур эпохи поздней бронзы, складываются новые культурно-исторические общности и этносы. На территории нашего края проходила  граница между двумя крупными этнокультурными общностями: сарматами и саками. Сарматские курганные могильники находятся на территории Наурзумского заповедника, у города Лисаковска, в Аулиекольском и Костанайском районах. Сакские  погребения по внешней форме более разнообразны. Наряду с такими же, как у сарматов курганами, саки сооружали «курганы с усами». Такие курганы известны у нас на правом берегу реки Тобол в Житикаринском районе и в правобережной части реки Мукыраят.

Сарматская эпоха продолжалась до конца IV в. н.э. Поздние сарматы жили одновременно с гуннами и, видимо принимали участие в бурных событиях, развернувшихся в евразийских степях накануне раннего средневековья.

Ауа үрлейтін әшекейленген түтікшелер.

Саз, қолдан сомдау, күйдіру.

Б.з.д. ІІ мыңжылдық. Бестамақ қонысы.

Воздуходувные орнаментированные сопла.

Глина, ручная лепка, обжиг.

II тыс. до н.э. Поселение Бестамак