Ауа үрлейтін әшекейленген түтікшелер.
Саз, қолдан сомдау, күйдіру.
Б.з.д. ІІ мыңжылдық. Бестамақ қонысы.
Воздуходувные орнаментированные сопла.
Глина, ручная лепка, обжиг.
II тыс. до н.э. Поселение Бестамак
Қостанай облыстық тарихи-өлкетану музейі
Костанайский областной историко-краеведческий музей
Kostanay regional museum of local lore
Древнейшая история края прослеживается с эпохи верхнего палеолита. Стоянки этого периода, Жилкуар 2 и Саз 8, оставлены первобытными людьми 40 – 45 тыс. лет назад.
Мезолитические памятники, Евгеньевка 1 и Дузбай 6, выявленные на территории области, относятся ориентировочно к VII тыс. до н.э. В эпоху мезолита были широко распространены геометрические орудия труда: трапеции, треугольники, ромбы, которые применялись как наконечники стрел и как части составных орудий. В качестве сырья использовалась речная галька.
Неолит представлен памятниками маханджарской культуры датируемой VII – IV тыс. до н.э. Впервые маханджарская керамика была получена в 1978 году. Название дано по озеру Маханджар. Здесь в древности располагалась одна из первых обнаруженных стоянок этой культуры. Наиболее представительная коллекция орудий труда из пластин и целые сосуды получены со стоянки Соленое Озеро 2 в Наурзумском заповеднике.
Эпоха энеолита связана с памятниками терсекской культуры. Население, оставившее их, жило в период с XXVII по XIX вв. до н.э. и вело кочевой образ жизни. На это указывает сезонный характер поселений, скотоводческий уклад экономики, круглодонность керамики. На территории Тургайского прогиба исследовались два крупных памятника этого периода Кожай 1 и Кумкешу.
В эпоху бронзы ( XX – XIII вв. до н.э.) территорию края населяли племена андроновской культурно-исторической общности. Этот период хорошо изучен благодаря многолетнему исследованию Алексеевского культурно-исторического комплекса, поселения и могильника Бестамак, грунтового могильника Джангильды, курганным могильникам Лисаковский и Новоильиновский. Артефакты, полученные с территории памятников, дают представление о быте и культуре племен.
Примерно к VIII – VII вв. до н.э. в евразийских степях, на основе предшествующих культур эпохи поздней бронзы, складываются новые культурно-исторические общности и этносы. На территории нашего края проходила граница между двумя крупными этнокультурными общностями: сарматами и саками. Сарматские курганные могильники находятся на территории Наурзумского заповедника, у города Лисаковска, в Аулиекольском и Костанайском районах. Сакские погребения по внешней форме более разнообразны. Наряду с такими же, как у сарматов курганами, саки сооружали «курганы с усами». Такие курганы известны у нас на правом берегу реки Тобол в Житикаринском районе и в правобережной части реки Мукыраят.
Сарматская эпоха продолжалась до конца IV в. н.э. Поздние сарматы жили одновременно с гуннами и, видимо принимали участие в бурных событиях, развернувшихся в евразийских степях накануне раннего средневековья.